Псков
 

Северная Европа, Псков и Ганзейский союз в прошлом и настоящем

В период 21–23 мая 2019 г. в Пскове состоялась Международная научная конференция «Северная Европа, Псков и Ганзейский союз в прошлом и настоящем». Многие краеведы области принимали участие в работе секции «Российско-балтийское порубежье: пересечение судеб и культур». Кроме того, в других секциях участвовали приглашённые ПРО СКР представители Белоруссии, Латвии и Эстонии. В секции «Российско-балтийское порубежье: пересечение судеб и культур» — единственный представитель Литвы (Надежда Петраускене - директор Литературного музея им. А.С. Пушкина в Вильнюсе) и двое коллег из Эстонии - постоянные участники региональных Краеведческих чтений. В общей сложности, приглашённых от лица ПРО СКР в Ганзейской конференции участвовало почти 60 человек.

Сборник докладов


Ганзейская конференция

Размер файла: 4.31 мб

ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Скачать

 

Под покровом Апостола Любви

Вдали от городского шума и суеты на старом Запсковье, за восточной частью окольного города, вблизи Гремячей башни находится Мишарина гора. На ней стоит храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова XVI в. Под горой протекает речушка Милевка (Милявица). В своих трудах Н.Ф. Окулич-Казарин уже в 1911 г. пишет: «Происхождение этих слов относят к московскому наместнику – дьяку Мисюр Мунехину, пришедшему в Псков в н. XVI века, после присоединения Пскова к Москве, но скорее всего это название обусловлено топографией местности, «мшарами» называли маленькие болотца и топкие места».
В летописи в 1547 г. написано: «… того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иван Богослов на Милявицы». В прежние времена здесь находился Костельников (Котельников) монастырь с деревянным храмом. Причем, как и деревянный, каменный храм поставлен на ключах (до сих пор в подцерковье находится источник). Храм стоит на высоком подклете, в длину 25 метров с притвором, в ширину 13 метров с приделом. Время основания монастыря неизвестно, но мы можем предполагать о наличии здесь монастыря с конца XV в.
Очень важные сведения о монастыре мы находим в Царских Четьях-Минеях Митрополита Макария. Над перепиской которых в 1550-х гг. трудилось около ста писцов, среди них псковичи: Касьян, инок с Гремячей горы; Кузьма с Завеличья; Алексеевский поп Фёдор и писец Котельникова монастыря. Это свидетельствует, что книжники этого монастыря входили в круг митрополита Макария. В списке иерархов П. Строева до нас дошли имена только троих игуменов: Варлаам – в 1613 г., Герасим – в 1616 г. и Григорий – в 1679 г. Монастырь был упразднён в 1764 г.и храм обращён в приходской с погостом.
Изучение текста жития Саввы Крыпецкого проясняет некоторые моменты биографии одного из самых известных агиографов Пскова – Василия-Варлаама. В начале XVI в. он был игуменом монастыря. Именно здесь он создавал последние свои известные произведения, многие из них вошли в состав Успенских и Царских Четий-Миней: жития равноапостольной княгини Ольги Российской, Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила, а также службы Евфросину Псковскому, Савве Крыпецкому, святителю Нифонту и Георгию Болгарскому. Также ему приписывают авторство знаменитой повести о прихождении польского короля Батория на Богоспасаемый град Псков. Псковский агиограф Василий-Варлаам был одним из самых плодовитых писателей Макарьевского круга. Он назван игуменом Иоанно-Богословского монастыря. На Псковской земле известно только два монастыря в честь Апостола Любви – Крыпецкий и Костельников. Изучая вопрос игуменом какого монастыря был Варлаам, мы приходим к выводу, что именно Костельникова. Ни один из известных нам письменных источников не содержит имени Варлаама, как игумена Крыпецкого монастыря.
Согласно описанному игуменом Варлаамом чуду в 1564 г. об исцелении от огненной болезни Алексея и Кирилла с Хлебной слободы, значится о принесении из Котельникова монастыря в дом страждущих перстей преподобного Саввы. Значит, память преподобного Саввы чтили в этой части города и монастырь был тесно связан с Крыпецким монастырём.
После закрытия монастыря в XVIII в., храм становится приходским кладбищенским, и для этого был устроен придел в имя мученика Иоанна-воина. Возможно, такой выбор обусловлен тем, что, согласно житию, нетленное тело св. муч. Иоанна-воина в конце IV в. было положено в Константинополе в храме Иоанна Богослова.
По описи Ю.П. Спегальского храм Иоанна Богослова имел сходство с церковью Климента Папы Римского на Завеличье. Первоначальные своды главной части, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор и лестница не дошли до нашего времени.
С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик на значительной высоте. Подойти к нему можно по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным входом. Эти боковые строения также не сохранились.
За храмом числилось земли 81 десятина 2200 сажени (примерно 81,2 га) из них усадебной, каменной, сенокосной, и «неудобной» 15 десятин. С 1834 г. к храму приписана церковь Константина и Елены, а с 1786 г. церковь Георгия со взвоза. Канонической территорий прихода являлись деревни Филоново, Панино и Хлебная горка, это район от угла ул. Герцена и ул. Ипподромной, ул. Инженерной по ул. Кузнецкой до р. Псковы.
Среди настоятелей храма значатся: представитель рода Яхонтовых, ключарь Собора Святой Троицы и благочинный города, а также священник в Присутственных местах г. Пскова.
Кладбище вокруг монастыря одно из трёх старейших кладбищ города наряду с Дмитриевским и Мироносицким. Здесь и поныне сохраняются древние надгробия – свидетели глубокой старины. Молодёжное историко-культурное общество «Вервь» провело исследования некрополя кладбища. Было выяснено, что здесь погребены офицеры русской армии: подполковник Воскресенский Василий Александрович 1853–1891 гг., штабс-капитан Паутов Павел Иванович 1865–1902 гг., подпоручик Семёнов Василий Владимирович 1894–1918 гг., доктор медицины, статский советник Николай Александрович Косминский 1865–1910 гг.
По исследованию митрофорного протоиерея Владимира Попова – настоятеля храма Николая Чудотворца в Любятово был обнаружен факт массового убийства 200 русских солдат и офицеров в 1919 г. в на Любятовской лесопилке и погребенных на Мишариной горе. Рассказ батюшки построен на сведениях очевидцев. Трагическую историю мучительной казни в мае 1919 г. 200 офицеров и солдат Русской армии, вернувшихся из германского плена, рассказывал ему отец Константин Шаховской. Протоиерей Константин Шаховской 12-летним мальчиком видел последствия казни русских воинов, которые были распилены на любятовской лесопилке китайскими красноармейцами-интернационалистами. Останки убиенных жители Пскова несли на Иоанно-Богословское кладбище, где они были захоронены.
В 2000-х годах перед храмом устроен мемориал, где наряду с именами наместников и настоятелей храма, воинов погребенных на этом кладбище увековечена и память о 200 русских солдатах и офицерах.
Есть тут и захоронение, связанное с А.С. Пушкиным, – купца Лапина из Опочецкого уезда. Существует предание, что это и есть тот Лапин, который принимал поэта, возвращавшегося из Одесской ссылки. Любовь к Пушкину выразилась у Лапина и в желании устроить похожий памятник на своей могиле.
Есть на кладбище могилы и знаменитых современников: краевед и историк Сергей Александрович Цвылёв 1890–1962 гг., (его детище – картотека «Псковиана» хранится в читальном зале Государственного архива Псковской области); реставратор, архитектор и художник Всеволод Петрович Смирнов 1922–1996 гг.; и гвардии капитан легендарной 6-й роты 76-й воздушно-десантной дивизии, погибшей в Аргунском ущелье – Соколов Роман Владимирович 1972–2000 г.г.; и генерал-майор Матюшкинов Алексей Михайлович 1930–1994 гг.
В 1882 г., стараниями купца Петра Михайловича Стехновского сделана пристройка в виде удлинённого притвора с двумя входами с северной и южной сторон. Там же у лестницы он завещал себя похоронить.
История нам оставила имена некоторых настоятелей храма: протоиерея Симона Яновского, священников: Иоанна Прощаницкого, Стефана Скоропостижного, Василия Володина, Василия Суворова, Павла, Василия Черепина, Иоанна Смирнова, Фёдора Яхонтова, Константина Ильницкого и игумена Ионы (Муханова).
Богослужения в храме продолжались до начала Великой Отечественной войны. Во время освобождения Пскова храм сильно пострадал. Начало возрождения храма связано с иг. Ионой (Мухановым).
Муханов Александр Александрович 1937 г.р., родом из Курска и Муханова Ефросинья Петровна родом из Брянска. Батюшка приехал принять монашество в Псково-Печерский монастырь, но Владыка еп. Иоанн (Разумов) рукоположил его во священники, направив в Великие Луки в 1958 г., затем в Псков в Дмитриевский храм и Троицкий Собор.
Жили они недалеко от Иоанно-Богословского храма и, проходя мимо в Дмитриевский храм, батюшка постоянно плакал на развалинах. Монашество супруги приняли в 1990 г. в честь Псково-Печерских святых Игумена Ионы и монахини Вассы и в 1991 г. владыка Владимир (Котляров) благословил батюшку на восстановление храма.
О. Иона своей любовью и настойчивостью нашел благотворителей - Псковский кабельный завод.
Стали восстанавливать крышу и купол, вставили окна и двери, покрыли пол. Иконостас подарили в Псково-Печерском монастыре, сейчас он находиться в приделе Иоанна-воина.
Владыка подарил иконы: Тихвинскую Богородицу, Апостола Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Вскоре случилась чудо, в храм пришла икона Спасителя…
В 1999 году о. Иона скоропостижно скончался, вслед за ним ушла и матушка Васса.
Восстановление храма продолжилось. Были наняты мастера из Москвы для изготовления иконостаса и киотов, колокола заказали в Воронеже – это первая полная звонница во Пскове, сделаны теплые полы, храм расписывали псковские иконописцы братья Яблочкины.
Любой общине хочется иметь святыню Небесного Покровителя храма. В связи с тем, что мощей Иоанна Богослова нет, ибо он живым до Страшного Суда взят на небо, настоятель храма с владыкой Евсевием (Саввиным) совершил паломничество по местам земной жизни Иоанна Богослова. Таким образом, в храме появляется ковчег с мощами русских и греческих Святых.
Но главной целью поездки был о. Патмос – остров Откровения и г. Эфес – место погребения Апостола Любви.
Во времена Римской империи Патмос был местом каторги, где ссыльные работали на каменоломнях, добывая мрамор. Апостол Иоанн, проповедовавший христианство в Эфесе, был при императоре Домициане сослан на Патмос вместе со своим учеником Прохором. Вероятно, условия каторги были не слишком жесткими, и апостол имел относительную свободу передвижения. Какое-то время они с Прохором жили в пещере в горах. Именно здесь Иоанн надиктовал ученику книгу, вошедшую в корпус Нового Завета под названием «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова». Мистическим образом Святой Дух открыл апостолу картины будущего человечества, конца истории и второго пришествия в мир Спасителя. После этого Иоанн Богослов прожил длинную жизнь: вернулся в Эфес, написал Евангелие и умер глубоким старцем, окруженным учениками. А небольшой островок в Эгейском море оказался навсегда вписан в сакральную географию мира как место, где человечество в лице святого Иоанна получило Откровение Божие. Сегодня любой паломник или турист имеет возможность своими руками прикоснуться к сводам пещеры, по преданию треснувшим, когда Святой Дух заговорил с Иоанном, ощутить тепло камня, на котором покоилась голова апостола, когда тот спал.
Сам остров имеют особый статус. С церковной точки зрения Патмос является ставропигиальным, то есть не входящим в состав ни одной епархии, но напрямую подчиняющийся Константинопольскому Патриарху. Наместник монастыря носит также титул патриаршего экзарха острова Патмос.
С государственной точки зрения Патмосу придан статус национального заповедника: на нем никогда не будет аэропорта, запрещено многоэтажное строительство. А если учесть, что многие жители до сих пор обитают в домах, построенных крестоносцами, то даже установку стеклопакетов или солнечных батарей необходимо согласовывать с инспекцией по охране памятников.
В Пскове уже 20 лет в храме Иоанна Богослова на Мишариной горе находится уникальная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Эта икона – подарок Патриаршего экзарха и наместника о. Патмос (остров Откровения) архимандрита Антипы (Никтарис). Она особенная, так как была написана на месте подвига и чудесного видения Иоанна Богослова в пещере Апокалипсиса.
В монастыре с первых веков христианства сохраняется традиция, когда во время Великого поста монахи уходят в затвор и пишут иконы в пещере, где апостол и евангелист Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет “Апокалипсис”. А так как нет мощей святого, то икона считается его благословением. И эти иконы не продаются, но раздаются по особому благословению наместников. Насколько известно, в России нет такой иконы.
Когда в 2001 г. архимандрит Антипа передавал эту икону как благословение, он сказал: “Мы очень любим русский народ, существует множество греческих пророчеств, что русские помогут вернуть Константинополь грекам, и они дожидаются от России восстановления православия через восстановление Руси. И мы передаем икону в Псков с единственной целью: молитесь, чтобы русским людям Господь даровал ту любовь, которую русский человек всегда имел – любовь друг к другу”.
До сих пор перед этой иконой по благословению митрополита Евсевия еженедельно совершаются молебны «О умножении Любви и искоренении ненависти и всякой злобы» с акафистом Иоанна Богослова.
В 2007 г. к 460-летию храма прошли краеведческие чтения, организованные Медниковыми Михаилом Михайловичем и Татьяной Викторовной, и Матвеевым Евгением Петровичем при Троицком Соборе. Представленные на чтениях доклады хронологически восстановили историческую картину существования храма. Краевед Вячеслав Викторович Котов уточнил историю монастырского храма со времени его строительства в 1547 г. до упразднения Костельникова монастыря в 1721 г. Историки также уточнили этимологию названий Костельникова монастыря и места расположения храма. «Костель» – в древнерусском языке означает укрепленное место, а «мшара» – болото.
Кандидат исторических наук Таисия Викторовна Круглова, заведующая отделом Псковского музея-заповедника сделала доклад о монастырском строительстве в средневековом Пскове и месте в этом строительстве Костельникова монастыря. По её сведениям в XV–XVI вв. в городе было около пятидесяти монастырей, а в Псковской земле около ста. Кандидат исторических наук доцент Псковского педагогического университета Валентина Ильинична Охотникова, автор учебника по Древнерусской литературе и двухтомника "Псковская агиография", рассказала собравшимся о деятельности известного русского агиографа, автора житий о псковских святых отца Василия, в монашестве Варлаама, одного из игуменов Иоанно-Богословского Костельникова монастыря. Прозвучали также на Чтениях интересные сообщения, сделанные известным псковским краеведом Н. Ф. Левиным о захоронениях на Иоанно-Богословском кладбище купца П. М. Стехновского, псковского краеведа С. А. Цвылёва, архитектора В. П. Смирнова.
Итогом этой конференции стал фильм и книга по истории храма.

Андрей Таскаев